?

Log in

Київ 1918-2017. Прогулянка сучасним містом з путівником 1918 року - Таке собі темне [entries|archive|friends|userinfo]
Сергей Торенко

[ website | Кафе-бар "Виктория" ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Київ 1918-2017. Прогулянка сучасним містом з путівником 1918 року [фев. 7, 2017|02:18 pm]
Сергей Торенко
[Tags|]

Вигадав собі таку цікаву штуку: можна ж водити екскурсії сучасним Києвом, але при цьому користуватись старими путівниками. Спробуємо це якось зробити ближче до теплої пори року, можливо навіть в форматі відеостріму.
А зараз експеримент! Беремо путівник Шероцького, google-сервіс StreetView і вирушаймо!
Для зручності шановних гостей, я використовуватиму електронну текстову версію путівника, котра написана вже “реформованою” російською мовою. Хоча, звичайно, вся підготовка виконувалась за допомогою репринтного видання.
З путівником можна ознаймитись на сайті Національної історичної бібліотеки:
http://nibu.kiev.ua/
На всі зображення можна тиснути.


Сады и Печерск
Дорога на Печерск от Царской площади, лежащей посредине между Старым городом, Подолом и Новым городом, идет по Александровской ул. мимо роскошных садов, составляющих главное украшение Киева.


Один из этих садов на Андреевской горе, тоже выходящий к Царской площади и Александровскому спуску мы уже видели.


Киев издревле славился своими садами. В эпоху князей по берегам Днепра устраивались загородные дворы с роскошными парадизами; один из них носил название «Рая» за свою красоту. Загородные виллы знает здесь и литовская эпоха. В период XVII – XVIII вв. на склонах Андреевской горы, на Щекавике, на Печерске и Крещатике были известны сады Кучовского, Дикого, Аптекарский сад, Шелковичный, Виноградный. Сады эти упоминаются почти у всех путешественников и писателей, побывавших в Киеве. Такие парки просто именовались «гаями»; дороги их были высажены сиренью, шиповником, боярышником – по здешнему кратегусом, с деревьев падали гроздья ярого хмеля, производя романтическое впечатление: сад Кучовского в XVI – XVII в. на Подоле был населен ведьмами и др. таинственными существами. Для ухода за фруктовыми деревьями в киевских монастырях, владевших большинством нынешних городских земель, имелись специальные садовники, которые нередко вызывались в Москву (в XVII – XVIII в.).

Купеческий сад
С Царской площади прежде всего попадаем в Купеческий сад, находящийся в ведении купеческого собрания, помещающегося здесь же против Андреевской горы, где кончается Александровский спуск.


Слева от него ход к летнему театру Купеческого сада


и еще ниже спуск с Крещатицкому источнику (под портиком).


Направо на фоне зелени и цветов между двумя сходящимися вверху под углом дорогами – памятник императору Александру II, поставленный в 1911 г. в память освобождения крестьян по проекту скульптора Ксименеса. На каменном постаменте представлена фигура царя, к которой стремится с обеих сторон группа крестьян – детей и взрослых – и монах; барельеф на постаменте изображает аллегорические женские фигуры и стоящего перед ними мальчика и коленопреклоненного старца. Памятник шаблонный; он мало чем разнится от других памятников, раскиданных везде по России, но выигривает от зелени сада и вообще от удачно выбраннаго места.


Поднявшись от памятника в сад, при желании можем чувствовать себя, находясь в центре города, в полном уединении и тишине. С главной цветочной аллеи и площади с курзалом и эстрадой для оркестра (по вечерам даются здесь симфонические концерты) видны памятник Крещения, барочное здание электрической станции, заведение минеральных вод, днепровские дали и Подол, сияющий по вечерам тысячами огней; на реке мелькают огненные точки пароходов, видна Владимирская гора, оцепленная огнями словно ожерельем; с неё на Днепр и на город посылает свое благословение убранный огнями крест.


Именно здесь поэты (Козлов, Гребенка, Шевченко, Хомяков, Гоголь, Фет, Рылеев, Тютчев, Апухтин) устремляли свои взоры к Днепру и Киеву… Вокруг движется нарядная толпа; она поглощена мыслью об удовольствиях и нарядах. Демократическаго элемента здесь нет; его можно видеть ниже, спустившись к купеческому клубу и к летнему театру, где играет украинская труппа. В XVIII в. в том месте протекал к памятнику крещения ручеек и сад над этим «священным Гелионом» оглашался шумом учащихся студентов академии. В провальях ручья можно было набрести на кувшин с древними монетами (Тимковский).

Царская площадь


Из сада снова выходим на Царскую площадь и направляемся вверх по Александровской улице вдоль уединеннаго трамвайнаго пути, ведущого на Печерск.


Здесь весною и осенью тянутся вереницы богомольцев, направляясь из стараго города и Подола в Лавру. На Царской площади они останавливались раньше освежить себя водой из бившаго здесь Ивановскаго фонтана (заменен цветником), сообщая площади и без того шумной – особое оживление.


Продавцы газет и фруктов, оборванные гуляки дают понять, что мы находимся в большом городе – недалеко от главной его артерии Крещатика, который начинается у площади и идет прямо к западу перпендикулярно течению Днепра, но мы вернемся к нему в другой раз,


а теперь направимся вверх по Александровской улице, названной так в память временного возвращения Киеву Александром I магдебургскаго права. Эта улица огибает сад с запада и юга и тянется вдоль Днепровской возвышенности.


На углу Крещатика и Александровской помещается военное собрание и за ним вверх, недалеко в красивом старом доме, станция Виндаво-Рыбинской ж.д., напротив на фоне сада выделяется белое здание с колоннадой – это киевская публичная библиотека, основанная некогда с специальною целью насаждать в Киеве русское дело; раньше она помещалась на Кловской ул.


За библиотекой улица с перекидным мостиком, соединяющим Купеческий сад с Царским


и дальше налево театр Бергонье с увеселительным заведением «Chateau des fleurs», построенным архитектором Сомоновым в 1868 г. на месте прежнего пруда; заведение это носит характер кафе шантана.


Рядом находятся городские оранжереи, устроенные в XVIII в. Христиани Вессером и вход в Царский сад, названный так от находящагося выше бывшего царского дворца.

Царский сад


Царский сад расположен еще в более живописной местности, чем сад Купеческого собрания. Он упорядочен в 1753 г., но существовал еще со времени посещения Киева Петром I-м, когда в верхней его ровной части были разбиты тенистые аллеи в французском вкусе с статуями, павильонами, беседками, фонтанами, гротами. В таком виде этот сад описал в 1770 г. Лерхе; ступени, усаженные цветами, вели к оранжереям и к пруду, который окружала «долина роз» – нынешний «Chateau des fleurs».


Судя по всему, здесь имело свое место подражание французским садам царствования Людовика XV, когда возникла особая садовая архитектура с фигурными прудами, гротами, фонтанами и особыми садовыми скульптурами, ведущими свое начало от классического искусства и скульптур ренессанса (Давид Микель Анджело, Нептун Джов. Болонья и другие были предназначены для садов).

грот


фонтан


скульптура

Украинское дворянство, казачество, духовенство привлекали к себе для устройства французских и английских садов иностранцев (Лангауз в XVII в. и др), разбивавших рядом с стильными дворцами парки (гаи) с подстриженными аллеями, с нишами, в которых устанавливались статуи (Разумовский в Киеве и в Батурине). Над Днепром в Царском саду в XVIII в. и в начале XIX в. существовала для отдыха большая галерея, откуда открывались роскошные виды и к услугам публики была постоянная музыка и песенники. Роговая музыка принадлежала зятю Безбородка князю Лобанову, выдававшему праздники народу. По случаю торжеств губернаторы устраивали фейрверки с пушечной пальбой и давали угощение народу; граф де-Лагард, бывший на балу у губернатора Милорадовича в 1811 г., говорит : «Сады были илюминованы до самаго низу гор и в чащах деревьев спрятаны были хоры музыки, которые сообщали прекрасной ночи волшебный колорит».


Пышный Царский сад после пожара 1817 г. был запущен, но все таки в нем продолжали устраиваться увеселения;


в летнем театре (с 1830 г.) давались представления польских и украинско-русских трупп. В 50-х годах сюда съежался весь beau monde Киева : среди модных уборов красавиц можно было видеть убийцу Лермонтова, являвшагося в сад в синем халате с золотыми звездами. В 1866-71 гг. на окраине сада была устроена так называемая «железная часовня» в память спасения жизни Александра II-го.

Музей
Напротив Царскаго сада на искусственной возвышенности, где еще недавно протекал ручеек и была сажавка, расположено одно из лучших зданий Киева – городской (переименованный ныне в национальный украинский) музей, сооруженный по проекту архитекторов Бойцова и Городецкого в 1897-99 гг.


Здание построено в классическом (дорическом) стиле; к возвышенной терасе музея словно к Акрополю ведет обширная лестница. Два льва стерегут главный вход, скрытый под гекзастильной колоннадой; на фасаде музея триглифный фриз с метопами, копирующими метопы селинутских храмов, и фронтон с аллегорической группой, изображающей искусства. С левой боковой стороны (Александровской ул.) здание это тоже украшено колоннами;


задний фасад, обращенный к институту благородных девиц без украшений.


Музей построен археологическо-художественным обществом вместе с обществом охраны искусств при участии города.
Потребность в музее чувствовапась в Киеве давно : еще в начале прошлого [19] столетия здесь были частные собрания южно-русских и киевских древностей (например, собрания Ширяевскаго, Домбровскаго, или Шодуара, проданное в Париж), а также существовало учреждение, ведавшее раскопками и охраной старины, имевшее свое собрание, переданное университету. Митрополиты (Евгений, Иерофей) тоже интересовались церковными древностями и при академии, в св.Софии и в лавре существовали богатые хранилища церковной утвари и древностей. В 1871 г. проф. Петров положил начало церковному музею при академии. Параллельно с этим Терещенко и Ханенко собрали большую коллекцию киевских и других художественных памятников. Не доставало только, чтобы еше и город проявил уважение к своей многовековой старине с её своеобразной культурой. Как бы то ни было, довольно поздний почин города в этом направлении оказался все же крайне многоплодным. Уже в 1899 году в здании музея открылся XI-й археологический съезд с выставкой картин, и сам музей, стараниями директора Беляшевскаго, при незначительном бюджете стал необыкновенно быстро расти, представляя ныне богатейшее собрание разнородных предметов древности, истории, быта, промыслов и художеств. В нижнем этаже музея помещаются, главным образом, археология.
[опис внутрішньої частини музею ми пропустимо]

Дворцовая часть
Выше музея идет дворцовая часть Киева или Липки, называемая так от садов, которые покрывали все это пространство в XVIII в. и в начале XIX в., а частию и теперь сохранились между частными домами во дворах.


Здесь, между прочим, сушествовал шелковичный сад, вырубленный в 1786 г. На сущесгвование садов теперь указывают здесь названия некоторых улиц – Садовая, Виноградная и др.

вулиця Садова


провулок Виноградний

В начале XIX в. эта часть только начинала застраиваться. На углу Садовой улицы в усадьбе Леонтовича находится (теперь перестроенный) домик, в котором собиралась киевская масонская ложа [в этом доме, кажется, имели совещания и декабристы]), основанная в 1818 г. для объединения здешних славянских элементов (Общество соединенных славян, т.е. украинцев, поляков и великоруссов).


На почве этой ложи позже завязалось более широкое общество Кирилла и Мефодия, известное по участию в нем Шевченка, Костомарова, Кулиша… (Начало масонства в Киеве относится к XVIII в. – «Ложа безсмертия» и «Ложа трех колонн». Из масонов XVIII можно указать И.Мартоса, бывшаго секретаря гетмана Разумовского). Знаком киевских масонов был крест с кругом и две соединенные руки с надписью «jedność słowianska». Мастером этой ложи был малороссийский генерал-губернатор князь Н.Репнин (настоящая его фамилия – Волконский), брат декабриста С.Волконскаго, а наместным мастером ложи одно время был Дубельт, сделавшийся позже начальником III Отделения департамента полиции и руководивший следствием над Кирилло-Мефодиевским братством. Киевская ложа была закрыта в 1822 году.
Недалеко отсюда в сторону Институтской ул., в конце XVIII в. находился дом Сперанскаго – потом Потоцкой, в котором помещалась открытая в 1812 г. 1-я киевская гимназия. Это было общеобразовательное учебное заведение, где обучали языкам, римскому и русскому праву, технологии, архитектуре, хозяйству, философии, эстетике, рисованию, музыке, фехтованию… Улицы здесь были пустынные деревянные; на них еще в 60-х годах висели объявления, воспрещавшия курение.


За Садовой ул. идет Левашовская ул. и за ней влево за Царским садом уличка, ведущая к бывшему императорскому дворцу, расположенному в глубине сада.


Дворец начат постройкою в 1750 г. архитектором Растрелли. Он имел нижний каменный и верхний деревянный этажи, извнутри и извне отделанные в стиле рококо роскошною лепкою; внутри комнаты были покрыты бумажными («бавелной») и шелковыми материями, зеркалами, обставленны драгоценной мебелью – все убранство и утварь были местного изделия.


С 1744 г. во дворце имели пребывание Елисавета Петровна, Екатерина II и многие знатные иностранцы. В 1819 году верхний этаж дворца со всею обстановкою сгорел и был отдан под заведение минеральных вод, которое в 1868 г. перенесено на Подол к подножию Купеческаго сада, а в 1870 г. архитектором Маевским начата постройка нынешнего дворца на старом основании.
Он в стиле Людовика XVI. К главному корпусу по сторонам примыкают соединенные с ним посредством галерей 2 боковых флигеля.


Внутри комнаты украшены декоративною лепкою и живописью в стиле Людовика ХVI-го; позолота на стенах и потолках почти отсутствует; вместо роскошных больших картин развешаны гравюры и фотографии – все благородно, просто, только парадные залы отделаны в стиле ренессанс. Со стороны сада устроен открытый балкон, откуда открывается вид на старый город. Обширный передний двор обсажен тополями и отгорожен от площади красивой решеткой с каменными столбами, которые сохранились от времен Растрелли.
Перед дворцом, где ныне раскинулся роскошный сад, находилось здание присутственных мест, воздвигнутое в нач.XIX в. и срытое по случаю Севастопольской войны. Долгоруков описывает его как большое каменное с колоннами – «по новейшей архитектуре»;


здесь же находился дом Д.Оболенского, в котором останавливался Александр І-й; это был типичный барский дом того времени с громадным штатом крепостной дворни, актеров, музыкантов; вечные празднества привели Оболенского к разорению и на место его дворца образовался пустырь, где обучались солдаты, взрывая своим маршем облака пыли. Так как окна дворца выходили сюда, то в 1874 г. на месте пустыря был разбит нынешний Александровский парк, лучшим местом в котором является круглая каштановая аллея и терраса с видом на Днепр.


Здесь же на углу Александровской и переулка, идущего от дворца построена церковь Александра Невскаго, автором которой был архитектор Николаев; она сделалась приходской печерской церковью вместо церкви Спаса на Берестове; сюда перенесены из Спасской церкви крест П.Могилы, чаша 1642 г., Евангелие 1631 г. и ризы П.Могилы.
Направо, против парка заслуживает внимания здание пожарной стражи с башенкой. Дальше на углу на самом краю Александровской ул. – ворота Печерской крепости и на углу дворец управляющего войсками Украинского округа.


За воротами начинается Печерск, получивший свое название от Киево-Печерской Лавры.


Ну, певно, досить. Непогано пройшлись.


Текст «реформованою», тобто сучасною, російською взято з сайту «Мысленное древо» (http://www.myslenedrevo.com.ua):
Сады и Печерск: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk.html
Купеческий сад: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk/MerchantsGarden.html
Царская площадь: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk/TsarSquare.html
Царский сад: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk/TsarGarden.html
Музей: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk/Museum.html
Дворцовая часть: http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Kyiv/1918Shyrocky/Pechersk/Palace.html

Світлини взято з google-сервісу StreetView (https://www.google.com.ua/maps), права на зображення та панорами належать їх шановним авторам.
Зауваження усіляко вітаються.

Сподобалось? Зацікавило? Дізнались щось новеньке? Бажаєте віддячити?
Зробити це можна за допомогою грошових знаків! :)

WebMoney:
Долари: Z128465528253
Євро: E295656328391
Гривні: U127956774438
Російські карбованці: R363926113676


Понравилось? Заинтересовало? Узнали что-то новенькое? Желаете отблагодарить?
Сделать это можно при помощи денежных знаков! :)

WebMoney:
Доллары: Z128465528253
Евро: E295656328391
Гривны: U127956774438
Рубли: R363926113676

СсылкаОтветить